Педагог-психолог Катанаева Светлана Васильевна

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие социального интеллекта у дошкольников»

28 июля [вс]

Развитие социального интеллекта у детей дошкольного возраста через решение жизненных ситуаций

ФГОС ДО одной из приоритетных задач ставит охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

В разделе 2.6. ФГОС ДО «Социально-коммуникативное развитие» отмечена важность формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Преобразования, происходящие в нашем обществе, требуют нового типа взаимоотношений между людьми, построенных на гуманистической основе, где выдвигается подход к человеку как к индивидуальности. Перестройка человеческих отношений происходит в процессе утверждения новых ценностей, поэтому особую актуальность приобретает формирование эмоциональной стороны отношений в системе «человек-человек».

Период дошкольного детства является очень важным этапом, ибо в этот период ребёнок начинает вхождение в человеческое сообщество, закладываются основы отношений человека с самим собой и окружающими, происходит адаптация личности к различным социальным ситуациям, приобретается опыт социальных отношений, который будет корректироваться во все последующие этапы жизни. Они могут играть положительную роль в социальном и эмоционально-личностном развитии ребёнка, но могут иметь и отрицательные последствия. Для полноценной социализации ребёнку необходимо научиться налаживать взаимоотношения с окружающими.

Понятие социальный интеллект был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 году.

Под социальным интеллектомпонимается способность:

- ориентироваться в социальных отношениях, формировать социальный образ себя и систему жизненных координат под влиянием социальных и нравственных установок,

- понимать действия другого человека и группы людей в контексте общего поля взаимодействия и быть достаточно гибким, чтобы обеспечить эффективность как совместно-распределённой, так совместно-раздельной деятельности,

- корректировать восприятие себя и других людей в ситуациях морального выбора,

- проявлять своё отношение к происходящему с помощью социальных действий, обеспечивающих решение проблем социальной адаптации и социализации, проявление социальной позиции и изменение стратегии поведения или принятие ответственности за её неизменение.

Социальный интеллект – это совокупность способностей, определяющая успешность социального воздействия.

Включает в себя способность понимать поведение другого человека, своё собственное поведение, а также действовать сообразно ситуации.

В 3-4 года появляются первые формы социального интеллекта. В 2 года дети приобретают способность планировать события реальной жизни. В 4 года дети начинают понимать поведение других людей.

В 5 лет дети понимают, что люди могут обманываться сами.

В 6 лет и старше социальный интеллект носит более высокий характер развития – влияние на партнёра, умение вводить в заблуждение для того, чтобы использовать скрытые возможности коммуникации. К пониманию социальной причинности дети приходят в 5-7 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети вполне овладевают социальной функцией речи. Они узнают, что речь отражает социальный статус людей, их роли, хорошо понимают слова, тон, которым они произносятся, форма общения зависит от отношений, которые сложились между беседующими людьми. Дети достаточно быстро улавливают нюансы речи и приспосабливаются к ролям.

Параметры развития взаимодействия и общения дошкольников со сверстниками: игровое взаимодействие, общение и совместная деятельность детей на занятии предложены в ПАМЯТКЕ.

Компоненты развития социального интеллекта в дошкольном возрасте:

1. Я и моё имя (познание себя как личности, своей индивидуальности).

2. Я и моя семья (приобщение себя к кругу семьи).

3. Я и мои друзья (общение со сверстниками).

4. Я и моё поведение (взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

5. Я и общество (правила поведения).

Я и моё имя (познание себя как личности, своей индивидуальности).

Игры: «Моё имя»«Назови ласково»«Кто я?»«Рисуем себя» и другие.

Я и моя семья (приобщение себя к кругу семьи).

Игры: «Домашний фотоальбом»«Дочки-матери»«Семья»«Рисунок семьи» и другие.

Я и мои друзья (общение со сверстниками).

«Спина к спине»«Собака-поводырь», рисунок «Мои друзья», беседы о вежливых словах и т. д.

Я и моё поведение (взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

Игры: «Разыгрывание ситуаций»«Закончи ситуацию»«Превращения»«как правильно дружить» и другие.

Я и общество (правила поведения).

Поведение в автобусе, театре, магазине, отношение к старшим и т. д.

Практическая часть.

1. Разбор ситуаций (работа в парах)

- Ребёнок ударил другого ребёнка.

- Ребёнок не называет другого ребёнка по имени, только мальчик.

- Дети дерутся из-за одной игрушки.

- Ребёнок кричит на другого ребёнка и обзывает его.

- Дети не разговаривают друг с другом.

- Ребёнок сломал постройку другого ребёнка.

Задание: предположить действия воспитателя, выход из ситуации.

2. Проигрывание обучающих игр.

1.Материал: У каждого участника свой листок бумаги и один набор карандашей на всех. Песочные часы.

Задание: Нарисовать, что и как захотите, но так, чтобы вовремя начать и закончить свой рисунок (3 минуты по песочным часам). Рисовать нужно по очереди.

Но необходимо соблюдать следующие правила:

- не трогать листок бумаги, который лежит перед тобой,

- не брать раньше времени карандаши,

- не мешать тем, кто рисует, не торопить их и не давать советы,

- начать рисовать сразу, как только подойдёт очередь,

Закончить рисунок сразу, как только закончится песок в часах.

Обсудить рисунки и, если необходимо, продолжить рисование.

2.Материал: Конструктор. Песочные часы.

Задание: что-нибудь построить (5 минут на каждого). Один ребёнок – строитель, второй – сторож.

Правила для строителя:

- может строить всё, что хочет,

- использовать все детали конструктора,

- просить детали конструктора у сторожа по одной, а не хватать руками,

- выполнять все правила игры и следить за выполнением правил сторожем.

Правила для сторожа:

- не трогать детали конструктора, пока не попросят дать их,

- не вмешиваться в постройку товарища – не помогать и не мешать, не давать советов,

- детали выдавать по просьбе строителя,

- выдавать детали только по одной.

Через 5 минут поменяться местами.

Обсудить процесс строительства: Вы всё правильно делали? Строитель всегда просил у тебя детали конструктора? Сторож не подсказывал, как строить?

Предложить игры и литературу для занятий с детьми.

При формировании социального интеллекта обязательным условием является работа с родителями, так как условия, в которых воспитывается ребёнок, требования, которые к нему предъявляются, поведение родителей в различных ситуациях будет основополагающим.

Часто бывает, что родители не знают, как поступить в той или иной ситуации. Что вызывает гнев на свою беспомощность и как следствие агрессивное поведение или попустительское поведение в отношении ребёнка.

Поэтому необходимо рассказывать родителям о тех ситуациях, которые произошли в группе и пути выхода из ситуации. Рассказывать как об отрицательных моментах, так и о положительных. Выслушивать мнение родителей.

Размещать информацию в родительских уголках, памятки, буклеты, проводить беседы и т. д.

Вывод: вопрос формирования социального интеллекта у детей дошкольного возраста это важный этап в развитии личности ребёнка, поскольку в значительной мере определяет эффективность его социально-психологической адаптации к изменяющимся условиям жизни.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.