Педагог-психолог Катанаева Светлана Васильевна

Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения

29 июля [пн]

Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, как эффективная форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

В последние годы в профессиональных периодических изданиях регулярно появляется информация педагогов – психологов о проведении Недели психологиив учреждениях образования: школах, детских садах.

Наши коллеги отмечают эффективность этой формы психологической работы, поэтому и мы в нашем детском саду попробовали организовать Неделю психологии. Однако у нас детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, поэтому мы с коллегами приняли решение провести Неделю психологии и тифлопедагогики.

Неделя психологии и тифлопедагогики – это Большая психолого-педагогическая игра, которая единым смыслом, ценностной идеей охватывает несколько дней.

Практика показывает, что такая формы работы – это уникальная возможность презентовать работу службы сопровождения детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей (законных представителей) как целостную, логически выстроенную систему. [2]

В данной работе представлен опыт организации и проведения Недели психологии и тифлопедагогики.

В нашем ДОУ традиционно проводятся Дни здоровья, целью которых является формирование и развитие у детей интереса и навыка к здоровому образу жизни, развитие физических способностей детей. Однако мало внимания уделялось психологическому здоровью. Было отмечено,что в связи с загруженностью родителей материальными проблемами взаимодействие родителей с детьми в семье зачастую сводится к стандартным фразам: «Как дела?»«Что кушал?»«Что делали в садике?», что носит формальный характер, не позволяет детям насладиться общением с родителями так, как это происходит в процессе совместной деятельности.

Исходя из этого мы с коллегами определили цели Недели психологии и тифлопедагогики:

1. Создание положительного эмоционального микроклимата.

2. Акцентирование внимания взрослых и детей на сохранении, укреплении психического и физического здоровья.

3. Привлечение родительской общественности к взаимодействию с детьми и педагогическим коллективом ДОУ.

4. Привлечение педагогического коллектива к взаимодействию с родителями и детьми.

Обязательным условием проведения Недели психологии и тифлопедагогики является учет особенностей воспитанников ДОУ. Наш детский сад имеет коррекционную направленность. Детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения, с тяжёлой патологий зрения,а также с сочетанной патологией: нарушение зрения и ДЦП, ЗПР, ЗРР, РДА. Значительная часть воспитанников имеет трудности развития социально-эмоциональной сферы (нарушения самооценки, тревожность, низкий уровень коммуникативных навыков, слабость произвольной регуляции деятельности, проблемы пространственной ориентировки, нарушения детско-родительских отношений и т. д.).

В работе с такими детьми педагоги – психологи, учителя-дефектологи большую часть времени тратят на диагностику и коррекцию познавательной и социально – эмоциональной сферы воспитанников (по результатам диагностики). Коррекционную помощь получают дети, нуждающиеся в ней. А вот развивающей и психопрофилактической работе, к сожалению, не удается уделять достаточно внимания. Проведение же Недели психологии и тифлопедагогики позволило организовывать развивающую и профилактическую работу со всеми воспитанниками ДОУ (100 % охват, а также провести дополнительные срезовые диагностические обследования участников воспитательно-образовательного процесса.

Условия проведения Недели психологии и тифлопедагогики на базе ДОУ:

1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей).

2. Соответствие целей и задач годовому плану ДОУ.

3. Соблюдение оздоровительно-охранительного режима (четкий режим дня, соблюдение требований СанПиН).

4. Соблюдение требований к наглядности, раздаточному материалу, играм для детей с нарушением зрения, с тяжёлой патологией зрения и другими нарушениями развития.

5. Участие всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей)

6.Значительная подготовительная работа: разработка плана, объявлений; подбор материалов для оформления помещений; практических занятий; консультирование педагогов; подготовка к конкурсу чтецов.

7. Хорошая материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, и т. д.).

Обязательный вклад педагогов групп в проведение Недели психологии и тифлопедагогики:

• доведение до сведения родителей информации о проведении Недели психологии и тифлопедагогики,

• участие в мероприятиях и привлечение к участию родителей и воспитанников,

• организация выполнения детских творческих работ в группах по заданной теме. [7]

Задачи:

1. Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

2. Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и взрослых: использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия, представлений о своих сенсорных возможностях, влияние семейного воспитания на развитие ребёнка, возникновение психоэмоционального напряжения у детей, влияние домашних животных на развитие детей.

3. Оптимизация детско-родительских отношений.

4. Сплочение детского коллектива.

5. Сплочение педагогического коллектива.

6. Обучение педагогов эффективным способам снятия психоэмоционального напряжения.

Каждый день недели был посвящён определенной тематике и план проведения недели психологии и тифлопедагогики был размещён в каждой возрастной группе.

В соответствии с планом были проведены следующие мероприятия:

Понедельник

Тема: «Я и моё тело»

Мероприятия:

1. Весёлая зарядка.

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.

2. Мастер-класс «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия».

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах использования возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия.

Ответственный: учитель-дефектолог,

3. Развлечение «Мой портрет».

Цель: Повышение компетентности детей в вопросах представления о своих сенсорных возможностях.

Ответственный: учитель-дефектолог.

4. Выставка рисунков «Мой портрет».

Цель: Закрепление представлений о своих органах чувств.

Ответственный: воспитатели.

5. Информационный стенд «Представления о своих сенсорных возможностях»

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах представлений о своих сенсорных возможностях.

Ответственный: учитель-дефектолог.

Вторник

Тема: «Я и моя семья»

Мероприятия:

1. Весёлая зарядка.

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре.

2. Интервью с детьми «Выходной день в моей семье»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.

Ответственный: педагог-психолог

3. Социальный опрос родителей «Семья – это…»

Цель: Оптимизация детско-родительских отношений.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

4. Информационный стенд «Влияние семьи на развитие ребёнка»

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах влияния семейного воспитания на развитие ребёнка.

Ответственный: педагог-психолог

5. Конкурс чтецов (дети и родители) «СемьЯ»

Цель: повышение качества работы с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии, повышения социального статуса семьи, оптимизации детско-родительских отношений.

Задачи:

1. Создание условий для познавательно, речевого и художественно-эстетического развития детей.

2. Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений.

3. Предоставление детям и их семьям возможности для выражения таланта.

4. Формирование общественного сознания, направленного на повышение престижа семьи и семейных ценностей;

5. Укрепление связи поколений.

6. Раскрытие творческого и иного потенциала семьи.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

6. Альбом «Тайна моего имени»

Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

Среда

Тема : «Я и мои эмоции»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Консультация для педагогов «Признаки и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей»

Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах возникновения психоэмоционального напряжения у детей.

Ответственный: педагог-психолог

3. Игровое занятие с детьми «В поисках сокровищ»

Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира.

Задачи:

1.Познакомить с эмоциями: страх, радость, злость, грусть.

2. Учить передавать эмоции с помощью мимики и жестов.

3. Продолжать развивать способность замечать и понимать эмоциональное состояние другого в литературных и музыкальных произведениях, по сюжетным иллюстрациям, схематическим изображениям.

4. Развивать эмпатию, воображение.

Ответственный: педагог-психолог

4. Мульттренинг для детей «Поверь в себя»

Цель: Формирование уверенности в своих силах, способности находить положительные моменты в сложных ситуациях.

Ответственный: педагог-психолог

5. Выставка рисунков «Моё настроение»

Цель: Развивать умение распознавать эмоции, выражать их с помощью мимики, передавать эмоцию с помощью рисования.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

Четверг

Тема: «Я и мои друзья – животные»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Фотовыставка «Я и мой маленький друг»

Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

3. Выставка рисунков «На какое животное я похож»

Цель: Развивать способность понимать себя, проводить ассоциативные связи.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

4. Мастер-класс для педагогов «Анималотерапия»

Цель: Познакомить педагогов с методами и приёмами коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста.

Ответственный: педагог-психолог

5. Информационный стенд «Домашние питомцы и их значение в развитии детей»

Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах влияния домашних животных на развитие детей.

Ответственный: педагог-психолог

Пятница

Тема: «Я и мои друзья»

1. Весёлая зарядка

Цель: Создание благоприятного психологического климата

Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре

2. Игры с детьми в группе

Цель: сплочение детского коллектива.

Задачи:

1. Снижение психоэмоционального напряжения.

2. Развитие навыков общения со сверстниками.

Ответственный: педагог-психолог, воспитатели

3. Игры на сплочение педагогического коллектива

Цель: сплочение группы.

Задачи:

1. Введение в атмосферу тренинга.

2. Создание атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества.

3. Оценка эффективность работы тренинга.

4. Формирование эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество.

Ответственный: педагог-психолог

4. Развлечение для детей «Дружба крепкая не сломается»

Задачи:

1. Закрепить представления детей о добре и зле, дружбе и друзьях.

2. Развитие невербального взаимодействия (с помощью мимики и жестов)

3. Развитие эмпатии, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.Ответственный: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель

5. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе

Цель: Создание благоприятного психологического климата.

Ответственный: воспитатели

6. Подарок для друга

Цель: Создание благоприятного психологического климата в коллективе сверстников.Ответственный: Воспитатели

После завершения Недели психологии и тифлопедагогики всем участникам было предложено написать свой отзыв о проведённых мероприятиях. Так же в холле был размещён фотоотчёт о проходивших мероприятиях.

Результаты реализации недели психологии и тифлопедагогики, согласно проведённому опросу, показали, что проведённая работа была эффективной:

- произошли изменения в нарушении поведения у детей, эмоционально-личностных проблем (раскрепощение, снятие телесных зажимов, эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния,

- в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер (развитие навыков общения, снижение уровня конфликтности,

- повысился уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления физического и психологического здоровья.

Мероприятия Недели психологии и тифлопедагогики:

- позволили наглядно презентовать работу службы сопровождения для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему,

- способствовали сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей,

- позволили решить некоторые проблемы детско-родительских отношений, проявлению интереса к совместной деятельности с детьми,

- способствовали снижению эмоционального напряжения педагогов, родителей, детей.

Перспективы: родителями и педагогами было предложено проводить неделю психологии и тифлопедагогики ежегодно и сделать традиционным мероприятием ДОУ.

Библиография:

1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. –Ярославль: «Академия развития», 1998.

2. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С.

3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. –Ярославль: «Академия развития»«Академия, К», 2000.

5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. –Ярославль: Академия развития, 2000.

6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

7.Интернет-ресурсы: www.Skyclipart.ru , www.forchel.ru, http://psyhelp.rodim.ru/ , http://festival.1september.ru/articles/581059/


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.