Педагог-психолог Катанаева Светлана Васильевна
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения
29 июля [пн]
Неделя психологии и тифлопедагогики в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, как эффективная форма взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.В последние годы в профессиональных периодических изданиях регулярно появляется информация педагогов – психологов о проведении Недели психологиив учреждениях образования: школах, детских садах. Наши коллеги отмечают эффективность этой формы психологической работы, поэтому и мы в нашем детском саду попробовали организовать Неделю психологии. Однако у нас детский сад компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, поэтому мы с коллегами приняли решение провести Неделю психологии и тифлопедагогики. Неделя психологии и тифлопедагогики – это Большая психолого-педагогическая игра, которая единым смыслом, ценностной идеей охватывает несколько дней. Практика показывает, что такая формы работы – это уникальная возможность презентовать работу службы сопровождения детского сада для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, родителей (законных представителей) как целостную, логически выстроенную систему. [2] В данной работе представлен опыт организации и проведения Недели психологии и тифлопедагогики. В нашем ДОУ традиционно проводятся Дни здоровья, целью которых является формирование и развитие у детей интереса и навыка к здоровому образу жизни, развитие физических способностей детей. Однако мало внимания уделялось психологическому здоровью. Было отмечено,что в связи с загруженностью родителей материальными проблемами взаимодействие родителей с детьми в семье зачастую сводится к стандартным фразам: «Как дела?», «Что кушал?», «Что делали в садике?», что носит формальный характер, не позволяет детям насладиться общением с родителями так, как это происходит в процессе совместной деятельности. Исходя из этого мы с коллегами определили цели Недели психологии и тифлопедагогики: 1. Создание положительного эмоционального микроклимата. 2. Акцентирование внимания взрослых и детей на сохранении, укреплении психического и физического здоровья. 3. Привлечение родительской общественности к взаимодействию с детьми и педагогическим коллективом ДОУ. 4. Привлечение педагогического коллектива к взаимодействию с родителями и детьми. Обязательным условием проведения Недели психологии и тифлопедагогики является учет особенностей воспитанников ДОУ. Наш детский сад имеет коррекционную направленность. Детский сад посещают дети с различными нарушениями зрения, с тяжёлой патологий зрения,а также с сочетанной патологией: нарушение зрения и ДЦП, ЗПР, ЗРР, РДА. Значительная часть воспитанников имеет трудности развития социально-эмоциональной сферы (нарушения самооценки, тревожность, низкий уровень коммуникативных навыков, слабость произвольной регуляции деятельности, проблемы пространственной ориентировки, нарушения детско-родительских отношений и т. д.). В работе с такими детьми педагоги – психологи, учителя-дефектологи большую часть времени тратят на диагностику и коррекцию познавательной и социально – эмоциональной сферы воспитанников (по результатам диагностики). Коррекционную помощь получают дети, нуждающиеся в ней. А вот развивающей и психопрофилактической работе, к сожалению, не удается уделять достаточно внимания. Проведение же Недели психологии и тифлопедагогики позволило организовывать развивающую и профилактическую работу со всеми воспитанниками ДОУ (100 % охват, а также провести дополнительные срезовые диагностические обследования участников воспитательно-образовательного процесса. Условия проведения Недели психологии и тифлопедагогики на базе ДОУ: 1. Тесное сотрудничество администрации, всех педагогов и специалистов, сотрудников ДОУ и родителей (законных представителей). 2. Соответствие целей и задач годовому плану ДОУ. 3. Соблюдение оздоровительно-охранительного режима (четкий режим дня, соблюдение требований СанПиН). 4. Соблюдение требований к наглядности, раздаточному материалу, играм для детей с нарушением зрения, с тяжёлой патологией зрения и другими нарушениями развития. 5. Участие всех субъектов воспитательно – образовательного процесса (администрации, педагогов, сотрудников, детей, родителей) 6.Значительная подготовительная работа: разработка плана, объявлений; подбор материалов для оформления помещений; практических занятий; консультирование педагогов; подготовка к конкурсу чтецов. 7. Хорошая материально-техническая база (наличие мультимедийной, компьютерной, офисной и музыкальной техники, призы для участников, материалы для игр и продуктивной деятельности детей, и т. д.). Обязательный вклад педагогов групп в проведение Недели психологии и тифлопедагогики: • доведение до сведения родителей информации о проведении Недели психологии и тифлопедагогики, • участие в мероприятиях и привлечение к участию родителей и воспитанников, • организация выполнения детских творческих работ в группах по заданной теме. [7] Задачи: 1. Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала. 2. Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и взрослых: использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия, представлений о своих сенсорных возможностях, влияние семейного воспитания на развитие ребёнка, возникновение психоэмоционального напряжения у детей, влияние домашних животных на развитие детей. 3. Оптимизация детско-родительских отношений. 4. Сплочение детского коллектива. 5. Сплочение педагогического коллектива. 6. Обучение педагогов эффективным способам снятия психоэмоционального напряжения. Каждый день недели был посвящён определенной тематике и план проведения недели психологии и тифлопедагогики был размещён в каждой возрастной группе. В соответствии с планом были проведены следующие мероприятия: Понедельник Тема: «Я и моё тело» Мероприятия: 1. Весёлая зарядка. Цель: Создание благоприятного психологического климата. Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре. 2. Мастер-класс «Использование возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия». Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах использования возможностей сенсорной комнаты для развития полисенсорного восприятия. Ответственный: учитель-дефектолог, 3. Развлечение «Мой портрет». Цель: Повышение компетентности детей в вопросах представления о своих сенсорных возможностях. Ответственный: учитель-дефектолог. 4. Выставка рисунков «Мой портрет». Цель: Закрепление представлений о своих органах чувств. Ответственный: воспитатели. 5. Информационный стенд «Представления о своих сенсорных возможностях» Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах представлений о своих сенсорных возможностях. Ответственный: учитель-дефектолог. Вторник Тема: «Я и моя семья» Мероприятия: 1. Весёлая зарядка. Цель: Создание благоприятного психологического климата. Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре. 2. Интервью с детьми «Выходной день в моей семье» Цель: Оптимизация детско-родительских отношений. Ответственный: педагог-психолог 3. Социальный опрос родителей «Семья – это…» Цель: Оптимизация детско-родительских отношений. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели 4. Информационный стенд «Влияние семьи на развитие ребёнка» Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах влияния семейного воспитания на развитие ребёнка. Ответственный: педагог-психолог 5. Конкурс чтецов (дети и родители) «СемьЯ» Цель: повышение качества работы с дошкольниками по использованию детской книги в их познавательном, речевом и художественно-эстетическом развитии, повышения социального статуса семьи, оптимизации детско-родительских отношений. Задачи: 1. Создание условий для познавательно, речевого и художественно-эстетического развития детей. 2. Формирование у дошкольников навыков выразительного чтения, артистических умений. 3. Предоставление детям и их семьям возможности для выражения таланта. 4. Формирование общественного сознания, направленного на повышение престижа семьи и семейных ценностей; 5. Укрепление связи поколений. 6. Раскрытие творческого и иного потенциала семьи. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели 6. Альбом «Тайна моего имени» Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели Среда Тема : «Я и мои эмоции» 1. Весёлая зарядка Цель: Создание благоприятного психологического климата Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре 2. Консультация для педагогов «Признаки и причины возникновения психоэмоционального напряжения у детей» Цель: Повышение компетентности педагогов в вопросах возникновения психоэмоционального напряжения у детей. Ответственный: педагог-психолог 3. Игровое занятие с детьми «В поисках сокровищ» Цель: Раскрыть многообразие эмоционального мира. Задачи: 1.Познакомить с эмоциями: страх, радость, злость, грусть. 2. Учить передавать эмоции с помощью мимики и жестов. 3. Продолжать развивать способность замечать и понимать эмоциональное состояние другого в литературных и музыкальных произведениях, по сюжетным иллюстрациям, схематическим изображениям. 4. Развивать эмпатию, воображение. Ответственный: педагог-психолог 4. Мульттренинг для детей «Поверь в себя» Цель: Формирование уверенности в своих силах, способности находить положительные моменты в сложных ситуациях. Ответственный: педагог-психолог 5. Выставка рисунков «Моё настроение» Цель: Развивать умение распознавать эмоции, выражать их с помощью мимики, передавать эмоцию с помощью рисования. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели Четверг Тема: «Я и мои друзья – животные» 1. Весёлая зарядка Цель: Создание благоприятного психологического климата Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре 2. Фотовыставка «Я и мой маленький друг» Цель: Привлечение к совместной работе родителей и педагогов ДОУ, развитие творческого потенциала. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели 3. Выставка рисунков «На какое животное я похож» Цель: Развивать способность понимать себя, проводить ассоциативные связи. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели 4. Мастер-класс для педагогов «Анималотерапия» Цель: Познакомить педагогов с методами и приёмами коррекции и развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Ответственный: педагог-психолог 5. Информационный стенд «Домашние питомцы и их значение в развитии детей» Цель: Повышение компетентности родителей и педагогов в вопросах влияния домашних животных на развитие детей. Ответственный: педагог-психолог Пятница Тема: «Я и мои друзья» 1. Весёлая зарядка Цель: Создание благоприятного психологического климата Ответственный: учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре 2. Игры с детьми в группе Цель: сплочение детского коллектива. Задачи: 1. Снижение психоэмоционального напряжения. 2. Развитие навыков общения со сверстниками. Ответственный: педагог-психолог, воспитатели 3. Игры на сплочение педагогического коллектива Цель: сплочение группы. Задачи: 1. Введение в атмосферу тренинга. 2. Создание атмосферы доверия, сотрудничества, совместного творчества. 3. Оценка эффективность работы тренинга. 4. Формирование эмоциональный настрой на дальнейшее сотрудничество. Ответственный: педагог-психолог 4. Развлечение для детей «Дружба крепкая не сломается» Задачи: 1. Закрепить представления детей о добре и зле, дружбе и друзьях. 2. Развитие невербального взаимодействия (с помощью мимики и жестов) 3. Развитие эмпатии, воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.Ответственный: педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель 5. Прослушивание музыкальных произведений о дружбе Цель: Создание благоприятного психологического климата. Ответственный: воспитатели 6. Подарок для друга Цель: Создание благоприятного психологического климата в коллективе сверстников.Ответственный: Воспитатели После завершения Недели психологии и тифлопедагогики всем участникам было предложено написать свой отзыв о проведённых мероприятиях. Так же в холле был размещён фотоотчёт о проходивших мероприятиях. Результаты реализации недели психологии и тифлопедагогики, согласно проведённому опросу, показали, что проведённая работа была эффективной: - произошли изменения в нарушении поведения у детей, эмоционально-личностных проблем (раскрепощение, снятие телесных зажимов, эмоционального напряжения, стабилизация эмоционального состояния, - в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер (развитие навыков общения, снижение уровня конфликтности, - повысился уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах сохранения и укрепления физического и психологического здоровья. Мероприятия Недели психологии и тифлопедагогики: - позволили наглядно презентовать работу службы сопровождения для всех участников образовательного процесса (детей, педагогов, сотрудников, родителей) как целостную, логически выстроенную систему, - способствовали сплочению всех участников воспитательно – образовательного процесса ДОУ (детей, педагогов, сотрудников, родителей, - позволили решить некоторые проблемы детско-родительских отношений, проявлению интереса к совместной деятельности с детьми, - способствовали снижению эмоционального напряжения педагогов, родителей, детей. Перспективы: родителями и педагогами было предложено проводить неделю психологии и тифлопедагогики ежегодно и сделать традиционным мероприятием ДОУ. Библиография: 1. Белобрыкина О. А. Речь и общение. –Ярославль: «Академия развития», 1998. 2. Журнал «Ребенок в детском саду» № 5, 2010. «Неделя психологии в детском саду». Пазылова Е. С. 3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5-7 лет.- Ярославль: Академия развития, 2001. 4. Кряжева Н. Л. Кот и пёс спешат на помощь. –Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 2000. 5. Кряжева Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. –Ярославль: Академия развития, 2000. 6. Маралов В. Г., Фролова Л. П. Коррекция личностного развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 7.Интернет-ресурсы: www.Skyclipart.ru , www.forchel.ru, http://psyhelp.rodim.ru/ , http://festival.1september.ru/articles/581059/ |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.